mail@in-sec.ru
"За безопасность надо платить, за отсутствие безопасности расплачиваться" У. Черчилль

Методы и технические устройства для противодействия специальным техническим средствам негласного получения информации и радиоуправляемым взрывным устройствам, скрытно устанавливаемым под пассажирской частью кузовного элемента транспортного средства.

Задорожный А.А. руководитель компании «Инновационная безопасность»  

Очевидно, что эффективность от проведения обследований автомобилей с помощью досмотровой техники достигается высокой частотой проверок. Обычно такие проверки (с использованием досмотровой техники) проводятся на контрольно-пропускном пункте (далее – КПП) при въезде/выезде автомобиля с режимного объекта. Однако существует определенная потребность в технических устройствах и методиках их применения, позволяющих предупреждать и выявлять подобные противоправные средства на кузовных элементах автомобилей в сжатые сроки, без использования инфраструктуры КПП. Особенно актуально использование подобных предупреждающих методик и технических средств в целях противодействия радиоуправляемых взрывных устройств (далее – РВУ). Ведь от периода времени выявления взрывных устройств на элементах кузова транспортного средства, в большинстве случаев зависит чья-то жизнь.


Известен недавний случай с подрывом автомобиля общественного деятеля Д.Дугиной, произошедшей 20 августа 2022 года. Из открытых источников известно, что злоумышленники внедрили РВУ, когда автомобиль политика находился на охраняемой стоянке (URL:rbc.ru/s/society/22/08/2022/63033fca9a7940fea40a72). Если бы автомобиль политика был снабжен системой противодействия подобным противоправным устройствам, шансы на спасения девушки заметно бы увеличились!

В статье проанализированы методики и технические средства, которые можно применять в транспортном средстве систематически (или, по крайней мере, достаточно часто – перед началом каждой поездки, при вынужденных остановках на перекрестках, АЗС и т.д.), с целью выявления специальных технических средств негласного получения информации (далее – СТС НПИ, в простонародье «жучки», «трекеры», «маячки» и.т.д.) и РВУ (радиоуправляемые взрывные устройства) в максимально сжатые сроки. При этом применение указанных в статье электронных средств противодействия СТС НПИ и РВУ может происходить в автоматическом режиме (полуавтоматическом режиме) без участия оператора.

Зачастую СТС НПИ (например, различные «трекеры») используются как средства совершения более тяжких преступлений. Например, местоположение автомобиля отслеживается злоумышленником для последующего разбойного нападения, покушения, вплоть до ликвидации целей, следующих в транспортном средстве. От вспомогательных устройств – удаленно контролирующих передвижение объекта и осуществляющих сбор информации, перейдем к исполнительным устройствам.
Радиоуправляемое взрывное устройство отличается от обычного взрывного устройства тем, что содержит в себе командно-передающее и приемо-исполнительные устройства для управления (инициации) по радиоканалу.

Анализ открытых источников информации показывает, что подавляющее большинство, используемых для негласной установки на ТС СТС НПИ и РВУ, имеют два общих элемента. Это, прежде всего:

1. магнитное основание для надежного крепления к несущим частям, кузову транспортного средства;

2. радиоприемную, а зачастую и радиопередающую часть, предназначенные для приема и передачи радиосигнала.

Опираясь на вышесказанное, очевидно, что, требуется уделить особое внимание разработке методов и технических средств противодействия одновременно и СТС НПИ, и РВУ.

Далее рассмотрим несколько таких методов и технических средств подробнее:

1. Методы визуального контроля.

Использование подобного метода применяется с целью выявления момента скрытой установки на транспортное средство СТС НПИ или РВУ. Обычно такая установка происходит, когда автомобиль находится в общественных местах (на городских парковках, стоянках торговых центров и т.д.). Для фиксации момента установки СТС используется система камер кругового обзора, устанавливаемая на транспортном средстве. Для повышения эффективности подобной системы дополнительно используются один или несколько датчиков движения, а также методы постобработки информации по заложенным сценариям. Датчики движения контролируют активацию систем мониторинга и запись, осуществляемую только при приближении габаритного объекта к транспортному средству на определенное расстояние (обычно от нескольких сантиметров до полуметра). Транспортное средство достаточно просто дооборудуется подобными системами (только в некоторых моделях прогрессивных автомобилей, зачастую премиум-класса, например автомобили марки «Тесла», подобная система является штатной).

Очевидны и недостатки такой системы:

- большую роль играет «человеческий фактор» (так, водитель транспортного средства может невнимательно посмотреть видео и т.д.);
- временные затраты (на просмотр видео);
- сложность внедрения алгоритмов для определения статуса срабатывания системы (достоверная/вероятная/ложная угроза);
- защита каналов передачи данных при использовании алгоритмов постобработки, системы искусственного интеллекта, направленного на выявление угроз;
- большое количество так называемых «ложных срабатываний» (при нахождении транспортного средства в общественных местах, достигаемое высокой концентрацией плотности населения и плотностью траффика) в населенном пункте;
- злоумышленник может установить СТС НПИ или РВУ таким образом, что это не вызовет подозрение при просмотре записи.

2. Методы, основанные на том, что РВУ и СТС НПИ могут содержать магнитные части.

Очевидно, что выбор способа прикрепления подобных противоправных технических средств с помощью постоянного магнита весьма вероятен (такой способ достаточно надежен и не требует для осуществления временных затрат, как, например, при использовании различных веществ с адгезионными свойствами и тем более при использовании хомутов, крепежных изделий).

Как уже было отмечено в предыдущей статье, в некоторых видах досмотровой техники (в том числе досмотровой техники компании Инновационной безопасности, ознакомиться и купить досмотровую технику можно по ссылке здесь) уже используется так называемый феррозонд, предназначенный для обнаружения постоянных магнитов на кузовных частях, в том числе, труднодоступных частях транспортного средства.

Компанией «Инновационная безопасность» разработана инновационная запатентованная система «сфера маг-транспорт» (купить систему постоянного контроля для обнаружения взрывных устройств, трекеров, прослушки на автомобиле и других транспортных средствах, можно - здесь) позволяющее постоянно отслеживать присутствие магнитов в труднодоступных частях транспортного средства. В случае появления в контролируемой феррозондами области транспортного средства устройства с магнитным основанием, происходит незамедлительное уведомление охранника (водителя). Уведомление может происходить не только через штатную мультимедийную систему автомобиля (выводиться на панель), но также и через приложение на смартфоне (тогда охрана (водитель) будут уведомлены заранее об опасности и ему, и его пассажирам не придется приближаться к потенциально опасному объекту).

Для радикального решения проблемы прикрепления противозаконных устройств к несущим частям кузова транспортного средства посредством магнита, автор предлагает (патент на ИЗ 2746284, опубл. 12.04.2021 г.) нанесение на нижнюю поверхность кузова состава (по процедуре аналогично антикоррозийной обработке кузова), обладающего низкой магнитной проницаемостью.

Для проведения экспериментов сотрудниками компании «Инновационная безопасность» был использован улучшенный состав под названием «циммерит» . Проведенные испытания показали, что данный химический состав необходимо дорабатывать, так как для противодействия современным неодимовым магнитам, необходим достаточно плотный слой данного вещества, что, несомненно, скажется на конечной стоимости обработки всего транспортного средства (к тому же, эксплуатация транспортного средства с большим слоем подобного материала, также вызовет затруднения у конечного пользователя, в виду необходимости регулярного обновления слоя). Полагаем, что данный метод может быть эффективно применен только при доработке (создании) соответствующего требованиям химического состава с низкой магнитной проницаемостью.

3. Методы, основанные на том, что РВУ и СТС НПИ могут содержать радиоприемные и радиопередающие части.

Компанией «Инновационная безопасность» предлагает досмотровую технику, которая позволяет выявлять в РВУ и СТС НПИ радиопередающую часть при досмотре автомобиля.

Компанией Инновационная безопасность предлагается использовать подобные средства и для постоянного контроля излучения от СТС НПИ и РВУ на труднодоступных частях автомобиля. Так предложенная инновационная система «СФЕРА Р-ТРАНСПОРТ») состоящую из одного или нескольких чувствительных элементов, способных фиксировать радиосигналы в диапазоне от 300 МГц до 3 ГГц. При этом данные чувствительные элементы могут крепиться к различным элементам транспортного средства (днище, локеры, бамперы и т.д.). Для управления данными элементами создана система обработки данных, которая обеспечивает снижение до минимума ложных срабатываний.

В случае срабатывания системы тревожный сигнал может выводиться как на панель автомобиля, так и на мобильный телефон оператора (водителя, пассажира, сотрудника охранного подразделения и т.д.).

По мнению автора, разработанная система будет иметь следующие существенные отрицательные стороны:

- при применении данной системы в условиях крупного города со сложной электромагнитной обстановкой, вероятны «ложные срабатывания»;
- некоторые виды описанных противоправных средств могут и не содержать радиопередающую часть (трекер, маяк), а только радиоприемную (соответственно и не будет радиоизлучения, которое выявляет наша система);
- некоторые радиопередающие устройства, могут уходить в «спящий режим» (методы борьбы с данной проблемой были описаны в предыдущей статье).

Приведенные методы и технические устройства имеют свои отрицательные и положительные стороны. Автор полагает, что для большей эффективности, предпочтительнее комбинировать их совместно. В данный момент компанией «Инновационная безопасность»  разрабатываются подобные изделия, в случае Вашей заинтересованности подобной продукцией, принимаются заявки на сайте Компании.